Чтение по Зайцеву не эффективно? Вряд ли!
Методика Зайцева, эффективная? Почему кубики разного размера и цвета? Так ли уж нужен наполнитель?
Гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие
— категории для детей абстрактные и совершенно непонятные.
Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, сомнительного качества
определения и пояснения (взятые, кстати, из действующих учебников):
«Гласные тянутся, а согласные нет», «Гласные не встречают препятствий
при своём образовании, а согласные встречают»,' «Гласные звуки состоят
из голоса. Воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая
препятствий. Согласные звуки состоят из голоса и шума или только
шума, который возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает
препятствия на своём пути», «Когда произносим гласные, рот раскрыт
широко, а когда согласные — не широко».
Из всех согласных «не тянутся» только Б, П, Г, Д, Т.
Гласные «не встречают препятствий» только в надгортанной области.
Произнесите сами У-У-У, О-О-О, А-А-А, Э-Э-Э, Ы-Ы-Ы, И-И-И.
Неужели никаких «препятствий» не ощутили в сантиметре от надгортанной
области?.. Ребёнок тоже чувствует, а его уверяют, что их нет.
На [р], [ж] рот у него раскрывается шире, чем на [и], а «по науке»
должен быть уже.
Конечно,
нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих,
твёрдые от мягких, но почему обязательно только через термины
и определения?
Войдите в положение ребёнка:
буквочки маленькие, чёрненькие, друг на друга похожи,
да ещё вон скольких видов с «научными» названиями.
Не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да
при этом ещё и твёрдая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой
(юбка, гриб). И ещё фонемой. Кого такое не отпугнёт?
А что у нас?
«Золотые» кубики — для гласных.
«Железные» и «деревянные» (большие и маленькие) — для согласных
и их сочетаний с гласными, твёрдым и мягким знаком.
«Железные» — для звонких, «деревянные» — для глухих.
Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.
Увидеть можно, потрогать, потрясти. Термины потом дадим, гораздо
важнее сейчас научиться из этих кубиков слова составлять:
КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ,
ТЁ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА,
МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т. п.
Даже двухлетки слова с удовольствием собирают, не говоря
уж о детях постарше. Если ребёнок довольно быстро составил
слово КУ-3-НЕ-ЧИ-К из пяти кубиков, можно предположить,
что он сразу (ориентируясь на цвет, размер, склады с буквой К)
искал большой «деревянный» кубик с КУ, потом (сходным образом)
большой «железный» со складом 3, маленький «железный» с НЕ,
маленький «двойной деревянный» с ЧИ и большой «деревянный»
со складом К. Да ещё и ударение правильно поставил (рис. 2).
Среди пятисот-восьмисот книг на своих полках вы тоже 5-6 нужных
легко разыщете, припоминая их цвет, высоту, толщину, оформление
корешка.
У нас же не 800, а всего 61 кубик. Из «бело-зелёных» нужен
пока будет только один (со значком ударения), кубик с твёрдыми
знаками тоже может в сторонке полежать. Из остающихся пятидесяти
шести 16 являются «дубликатами»: по два одинаковых кубика нужны
для составления слов вроде МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ,
НЯ-НЯ, ВО-ВА, и-ль-я, ки-РИ-Л-Л, А-Л-ЛА, БА-НА-Н, КУ-К-ЛА, Т-РА-К-ТО-Р,
А-Э-РО-Д-РО-М, ЛИ-ЛИ-я, СО-СУ-ЛЬ-КА, СЕ-МЬ-ДЕ-СЯ-Т и т. п.
Так что фактически ребёнку необходимо научиться опознавать всего лишь
40 кубиков.
Для быстрого распознавания и надёжного запоминания используются
мнемонические приёмы:
— деление на группы по цвету (5 различий),
— по объёмам (4),
— по звучанию и вибрации наполнителя (5),
— по весу (как минимум 4).
Таблицы, с которыми скоро познакомимся, тоже будут помогать
распознаванию блоков и запоминанию складов. Неизбежно каждый
примечать начнёт: выше или ниже нужные клеточки расположены,
слева, справа, в середине, в начале или конце (помним же с какой полки,
с какого места на ней книгу брали, куда поставили).
Ритмичное проговаривание и пропевание цепочек складов с
одновременным их показом (см. далее упражнения, игры, аудизапись)
обеспечивает их высокую встречаемость и повторяемость (способствует,
значит, и запечатлению). Только в попевках 3, 4 склады с буквой А,
к примеру, встретятся 58 раз.
Условности, обеспечивающие (на кубиках и в таблицах) наглядность,
не так уж и абстрактны. Даже трёхлетки знают, что железо тяжелее
и звонче дерева. Ничего твёрдого и мягкого в так называемых «твёрдых»
и «мягких» нет, а вот большое и маленькое присутствует:
БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б произносятся с большим объёмом резонатора
(челюсть опущена, язык отодвинут назад и вниз), а БЮ-БЁ-БЯ-БЕ-БИ-БЬ
— с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык продвинут вперёд и вверх).
А «ягоды» на «золотых» кубиках зачем?
Положите (мысленно) большущую клубничину в рот и, с сомкнутыми
губами, произнесите что-то вроде «ум» или «ым». — Получили уклад
органов речи, характерный для озвучивания русских твёрдых.
А теперь представьте на языке земляничку, прижмите её языком
к нёбу и произнесите с сомкнутыми губами что-то вроде «им».
— Получили уклад органов речи, характерный для озвучивания мягких.