Чтение по Зайцеву не эффективно? Вряд ли!

Методика Зайцева, эффективная? Почему кубики разного размера и цвета? Так ли уж нужен наполнитель?

Гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие

— категории для детей абстрактные и совершенно непонят­ные.

Не нужны им пока ни термины, ни, тем более, сомнительного качества
определения и пояснения (взятые, кстати, из действующих учебников):

«Гласные тянутся, а согласные нет», «Гласные не встречают препятствий
при своём образовании, а согласные встречают»,' «Гласные звуки состоят

из голоса. Воздух свободно проходит через рото­вую полость, не встречая
препятствий. Согласные звуки состоят из голоса и шума или только

шума, который возника­ет в ротовой полости, когда воздух преодолевает

препятствия на своём пути», «Когда произносим гласные, рот раскрыт

широко, а когда согласные — не широко».

Из всех согласных «не тянутся» только Б, П, Г, Д, Т.

Гласные «не встречают препятствий» только в надгортанной области.

Произнесите сами У-У-У, О-О-О, А-А-А, Э-Э-Э, Ы-Ы-Ы, И-И-И.

Неужели никаких «препятствий» не ощутили в сантиметре от надгортанной

области?.. Ребёнок тоже чувствует, а его уверяют, что их нет.

На [р], [ж] рот у него раскрывается шире, чем на [и], а «по науке»

должен быть уже.

Конечно,

нужно уметь отличать гласные от согласных, звонкие от глухих,

твёрдые от мягких, но почему обязатель­но только через термины

и определения?

Войдите в положение ребёнка:

буквочки маленькие, чёрненькие, друг на друга похожи,

да ещё вон скольких ви­дов с «научными» названиями.

Не просто бэ, как раньше думал, а с чем-то согласная, звонкая, да

при этом ещё и твёрдая. Но может и мягкой быть (белка). И глухой

(юбка, гриб). И ещё фонемой. Кого такое не отпугнёт?

А что у нас?

«Золотые» кубики — для гласных.

«Железные» и «деревянные» (большие и маленькие) — для согласных

и их сочетаний с глас­ными, твёрдым и мягким знаком.

«Железные» — для звонких, «деревянные» — для глухих.

Большие — для твёрдых, маленькие — для мягких.

Увидеть можно, потрогать, потрясти. Термины потом дадим, гораздо

важнее сейчас научить­ся из этих кубиков слова составлять:

КА-ТЯ, ВА-СЯ, МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-ЛЯ, ДЕ-ДУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ,

ТЁ-ТЯ, СУ-П, КА-ША, ЧА-Й, СО-К, КО-Ш-КА, СО-БА-КА, П-ТИ-Ч-КА,

МА-ШИ-НА, КУ-К-ЛА, МЯ-ЧИ-К, БА-НА-Н, Г-РУ-ША и т. п.

Даже двухлетки слова с удовольстви­ем собирают, не говоря

уж о детях постарше. Если ребёнок довольно быстро составил

слово КУ-3-НЕ-ЧИ-К из пяти ку­биков, можно предположить,

что он сра­зу (ориентируясь на цвет, размер, скла­ды с буквой К)

искал большой «деревян­ный» кубик с КУ, потом (сходным обра­зом)

большой «железный» со складом 3, маленький «железный» с НЕ,

маленький «двойной деревянный» с ЧИ и большой «деревянный»

со складом К. Да ещё и ударение правильно поставил (рис. 2).

Среди пятисот-восьмисот книг на своих полках вы тоже 5-6 нужных

легко разыщете, припо­миная их цвет, высоту, толщину, оформление

корешка.

У нас же не 800, а всего 61 кубик. Из «бело-зелёных» нужен

пока будет только один (со значком ударения), кубик с твёрдыми

знаками тоже может в сторонке полежать. Из оста­ющихся пятидесяти

шести 16 являются «дубликатами»: по два одинаковых кубика нужны

для составления слов вроде МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ,

НЯ-НЯ, ВО-ВА, и-ль-я, ки-РИ-Л-Л, А-Л-ЛА, БА-НА-Н, КУ-К-ЛА, Т-РА-К-ТО-Р,

А-Э-РО-Д-РО-М, ЛИ-ЛИ-я, СО-СУ-ЛЬ-КА, СЕ-МЬ-ДЕ-СЯ-Т и т. п.

Так что фактически ребёнку необходимо научиться опознавать всего лишь

40 кубиков.

Для быстрого распознавания и надёжного запоминания используются

мнемонические приёмы:

— деление на группы по цвету (5 различий),

— по объёмам (4),

— по звучанию и вибрации наполнителя (5),

— по весу (как минимум 4).

Таблицы, с которыми скоро познакомимся, тоже будут помогать

распознаванию блоков и запоминанию складов. Неизбежно каждый

примечать начнёт: выше или ниже нужные кле­точки расположены,

слева, справа, в середине, в начале или конце (помним же с какой полки,

с какого места на ней книгу брали, куда поставили).

Ритмичное проговаривание и пропевание цепочек складов с

одновременным их показом (см. далее упражнения, игры, аудизапись)

обеспечивает их высокую встречаемость и повторяе­мость (способствует,

значит, и запечатлению). Только в попевках 3, 4 склады с буквой А,

к примеру, встретятся 58 раз.

Условности, обеспечивающие (на кубиках и в таблицах) наглядность,

не так уж и абстрактны. Даже трёхлетки знают, что железо тяжелее

и звонче дерева. Ничего твёрдого и мягкого в так называемых «твёрдых»

и «мягких» нет, а вот большое и маленькое присутствует:

БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б произносятся с большим объёмом резонатора

(челюсть опущена, язык отодвинут назад и вниз), а БЮ-БЁ-БЯ-БЕ-БИ-БЬ

— с маленьким (челюсти почти сомкнуты, язык про­двинут вперёд и вверх).

А «ягоды» на «золотых» кубиках зачем?

Положите (мысленно) большущую клубничину в рот и, с сомкнутыми

губами, произнесите что-то вроде «ум» или «ым». — Получили уклад

органов речи, характерный для озвучивания русских твёрдых.

А теперь представьте на языке земляничку, прижмите её языком

к нёбу и произнесите с сом­кнутыми губами что-то вроде «им».

— Получили уклад органов речи, характерный для озву­чивания мягких.OVsN1OuZp4w